Однажды решил я сделать небольшую модель для полетушек и, недолго думая, решил скопировать EDGE-540T от New Power Modelisme.
EDGE-540Te
Модель можно построить за неделю, если заниматься ею каждый день. Может быть и быстрее, если использовать более быстросохнущий клей (я использовал "Момент-Монтаж" - склеивает намертво, но сохнет от 12 до 24 часов). Чертеж модели лежит здесь.
На модели установлено вот это: *Аккумулятор Li-Po Vbpower 11.1V 1600mAh 3cell 25C *Электродвигатель E-sky EK5-0002В *Регулятор оборотов Tower Pro XP-35A *Винт 9х6 *Сервомашинки TowerPro SG91R - 4шт. *Приемник Corona RP6D1 (использую аппаратуру Sanwa VG-6000 на 40 мГц)
Взлетный вес - 760 г. Площадь крыла 20 дм2 Размах крыла 98 см.
Расскажу подробнее о постройке модели. К сожалению, уже нет фотографий исходного варианта самолета, поэтому буду выкладывать фотки, которые были сделаны при ремонте модели после крэша (в тот день был сильный ветер и при посадке нам немного не повезло - от удара об препятствие оторвало правую консоль крыла).
Фюзеляж.
По конструкции фюзеляж представляет собой простую пенопластовую коробку. Капот и нижняя часть фюзеляжа от капота до шасси сделаны из цельного куска пенопласта. В носовой части установлена двигатель и моторама (бальза+текстолит). Выкос двигателя примерно по 2 градуса вниз и вправо. Регулятор оборотов и аккумулятор расположены каждый в своем отсеке в передней части фюзеляжа (отсеки закрываются съемными крышками - приклеиваю на скотч).
Под центропланом сделано окно для доступа к приемнику, который фиксируется на месте куском поролона.
Оперение.
Толщина горизонтального и вертикального оперения - 8 мм (склеено из двух слоев потолочной плитки). Стабилизатор и киль усилены бальзовым лонжероном (3мм). Также усилены бальзой передние кромки рулей. В местах вклейки кабанчиков - тоже бальза. Половинки руля высоты соединяются между собой деревянным стержнем-лонжероном.
Крыло.
Самая сложная деталь самолета, расскажу о нем подробнее. Крыло состоит из несущей обшивки (потолочка - 4мм), 12 нервюр, лонжерона (полки - бальза 5х2мм, стенка лонжерона - пенопласт 4мм) и задней стенки крыла (пенопласт 4мм).
Порядок сборки крыла такой: -вырезаем нервюры, полки и стенку лонжерона, заднюю стенку крыла и склеиваем все вот в такую конструкцию (в нервюрах я делал вентиляционные отверстия - с ними быстрее сохнет крыло после окончательной сборки).
-вырезаем обшивку крыла, размечаем на внутренней поверхности положение нервюр, а всю внешнюю часть оклеиваем малярным скотчем (чтобы не лопнул пенопласт, когда мы его будем гнуть).
После - складываем обшивку по передней кромке (об край стола), выдерживаем в сложенном положении пол-часа, а потом придаем ей "выпуклую" форму (я оборачивал листом обшивку трубу диаметром 50мм)
-приклеиваем носики нервюр к передней кромке крыла
- а после высыхания клея - оборачиваем каркас обшивкой и ставим все под груз до полного высыхания. На этом этапе совсем неплохо бы использовать стапель.
- теперь вклеиваем во внутрь крыла накладочки шириной 20мм и соединяем обе консоли. Не забываем хорошо промазать стык клеем (но излишки (все что вылезет наружу) надо снять)
Теперь у нас есть готовое крыло, которое можно вклеивать в фюзеляж.
Перед вклейкой я усилил крыло скотчем, армированным стекловолокном (полоса скотча видна на фото). Полоску наклеил в районе лонжерона и прогладил утюгом для лучшего схватывания с пенопластом. Также наклеена полоска армированного скотча на фюзеляж над верхней поверхностью крыла (иначе при ударе крылом вырывает верхнюю часть боковой стенки фюзеляжа над крылом - уже есть печальный опыт)
Элероны по конструкции аналогичны крылу. Верхняя и нижняя обшивки - потолочка 4мм, передняя стенка - бальза 2мм. Форму поддерживают 7 нервюр треугольной формы на каждом элероне, внутренняя (в месте установки кабанчика) усилена бальзой (2мм).
Обтяжка модели в первом варианте (до крэша) была из цветного скотча (красный) и белого армированного скотча. Цветной был куплен в канцелярском магазине, а армированный - в стройматериалах. Во втором варианте (после крэша) на крыле и элеронах применялся белый "монокот". Скотч после наклейки тоже проглаживался утюгом. Так как носовая часть у меня из цельного куска пенопласта и имеет сложную (для обтяжки) поверхность, то я делал так: отрезал скотч квадратами 1х1 см и проглаживал каждый. Получился неплохой результат (но лучше бы было делать капот модели из лексана - по "бутылочной" технологии Навеска рулей и элеронов - после обтяжки модели на скотче, армированном стекловолокном. Тоже проглаживаем утюгом - за обшивку держится намертво.
Управление.
Для управления рулями я использовал 4 сервы TowerPro SG91R, но подойдут любые аналогичные. В качестве кабанчиков - остатки качалок от "взрослых" серв. Вкливалось все на клее "Момент-Монтаж". Вилки использовал полиэтиленовые (приклеивал на тягу на циакрине), тяги - 1,8мм стальная проволочка (в месте вклейки в вилку - насечки для лучшей фиксации клеем), а крепление за качалку сервы видно на фото (использовал термоусадочную трубку, проволоку ОВС 0,33 и циакрин). На полиэтиленовую вилку я кембрик не одевал: во-первых, вилка сама неплохо "защелкивается" и при таких нагрузках и почти отсутствии вибрации - не раскрывается (другое дело модель с ДВС); во-вторых, при крэше есть шанс, что она раскроется и спасет серву от разрушения (у меня именно так и было - вырвало консоль крыла, но вилка, раскрывшись, разорвала управление - серва выжила и сейчас работает нормально, без посторонних шумов и дерганий).
Шасси.
Трехстоечное с хвостовым колесом. В принципе - конструкция может быть любая (и даже может отсутствовать) - зависит от того, где планируется летать. Я сделал основные стойки из велосипедных спиц, хвостовая опора - стальная проволока 1,8. Управление хвостовым колесом есть - поводок вклеен в руль направления и место свклейки усилено бальзовой накладкой и пропитано циакрином. Колеса: основные диаметром 45мм, хвостовое - 18-20мм.
Вот и все. Осталось только сделать остекление кабины и - в полет! Кабину пилота делаем как угодно - это влияет только на зрительное восприятие модели Я сделал его из двух 1,5 литровых бутылок коричневого цвета. Из одной вырезал лобовую часть фонаря, из другой - все остальное. Собрал все на армированном скотче (им же и приклеил фонарь к фюзеляжу).
Модель была облетана 25 сентября 2011 года в сильный ветер. Летала хорошо, возможно даже подойдет для первоначального обучения (но после полетов в FMS или аналогичном). Единственное замечание - хотелось силовую установку с большей тягой. Установленный на модели вариант даёт тяговооруженность около 1, вполне достаточную для полетов в ветер, выполнения бочки, "петли Нестерова" и полета "на ноже", но при этом весь полет проходит в режиме максимального газа - запаса тяги для исправления ошибок уже нет.