Электричка на один киловатт... плюсы и минусы. Эта небольшая статья, как бы мое размышление вслух. Несколько лет назад, когда я впервые познал все прелести электролета на бесколлекторнике и литиево-полимерной батарее, я был слегка шокирован. У меня было с чем сравнивать 600-й колекторник (стандартный девайс в ARF наборах 2-х метровых планеров) и 480 бесколлекторник. После упгрейда планер «похудел» на 350 гр. и пошел, в набор высоты под углом 45-50 градусов за 2 минуты достигнув максимальной высоты (выше было бы уже не видно). А одной зарядки хватало на три таких «спринта». Тогда я понял – это «любовь на всю жизнь»! Первая пилотажка на этой самой мотоустановке, это модель 100 см. размахом и весом 700-800 гр. Своеобразный уличный минимум (и минимум полетных качеств, по моему мнению). Это первая ступенька в «электролестнице», на которую непременно встают все «зачарованные». Оно и понятно хочется сначала, просто маленький самолетик для баловства за домом. Потом появляется желание ощутить почти мгновенный отклик газа и мощь электротяги, на модели сопоставимой по размерам с метанольным ДВС-ом, самого распространенного размера (40 класс) с котороко начинались серьезные полеты, и вот получив это понимаешь, что как раз «размер имеет значение». А когда довелось посмотреть как летает настоящая «чемпионская», 2 на 2 метра…, начинаешь планировать следующий шаг – это 160см. размах, 3 кг. веса и заветные 1000 Ватт под капотом (и даже чуть больше). Очень будет интересно сравнить с ближайшими конкурентами – ДВС 4 такта, 15-18 кубиков. Единственное в чем без всяких сравнений проигрывает электричка – это звук и запах сгоревшего топлива. Для того, кто взрос на «калилках» это невосполнимая утрата, и чтоб как-то ее компенсировать электричка должна иметь безприцендентный запас мощности. Это по отношению к весу от 1,6 и выше, чтоб ее «спринты» вызывали благоговение и внутренний восторг, и соответственно отклик газа только добавит удовлетворения, так как сейчас как раз тот момент когда главным в пилотировании, для меня становится левая ручка передатчика (киль и газ). Я не хочу обсчитывать что дороже, модель такого размера на хорошем четырехтактнике или электро вариант. Мне просто кажется, что электрички ближе всего подошли к словосочетанию «безприцендентный запас мощности». Хотя тот факт, что один наш Хабаровский коллега на 15-ти кубовом четырехтактнике за сезон спалил 10 галлонов. (38 литров) топлива, добавляет оптимизма при взгляде на дорогие многобаночные батареи. 13 тысяч рублей – примерно 520$. Это как роз две батарей 3700мА. 6S, наличие которых в сумме с хорошим зарядником (с возможностью зарядки током в 2С), дает возможность, чуть ли не беспрерывных полетов. И эти батареи, пусть чуть похуже, но послужат второй сезон. Получается два полетных сезона по цене топлива на один сезон. Главное не убить батареи самому в погоне за мощностью, а для этого нужно собрать мотоустановку без «слабого» звена и хорошо просчитанную. Ведь самый крутой мотор и контроллер в связке с «малотокоотдающей» батареей это как «гном» с квадратной батарейкой (и наша батарея кстати быстренько вздуется). Или при сборке способной эффективно работать на 50А, поставить разъемы на батарею, рассчитанные на 20А. А некоторые умудряются еще и тумблерочик вмастырить в силовую линию (неохота включать соединением контактов) Я на своих и чужих ошибках выработал для себя такую систему: Двигатель загружается размером и шагом винта до максимально допустимых ампер и потом чуть разгружается, получаем некую цифру в Амперах, контроллер должен по показателям легко, с запасом ее держать, а батарея отдавать требуемый ток (желательно в пределах первого параметра, а не кратковременного). Если выдержать эти параметры то электроника ходит без проблем, батареи долго живут (дают максимальную отдачу, как по токам, так и по вместимости), и мы имеем максимальную мощность, можем «втапливать» не стесняясь. Может я, где-то непонятно выразился, прошу прошения за косноязычность.
|